Художественный руководитель

poletaev-1

Анатолий Иванович Полетаев родился в Воронеже 13 февраля 1936 года.  Там же, в 1954 году окончил среднюю школу и музыкальное училище. В 1959 году окончил Московский музыкально- педагогический институт им. Гнесиных по классу баяна и дирижирования, а завершил свое образование в аспирантуре Горьковской консерватории в 1976 году.

Будучи студентом, Полетаев участвовал во Всесоюзном конкурсе музыкантов- исполнителей в Москве в 1957 году и получил золотую медаль. В том же году на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве он снова был удостоен золотой медали и звания лауреата.

В мае 1966 года Анатолий Полетаев успешно выступил на Международном конкурсе аккордеонистов- баянистов в Клингентале (ГДР), где ему была присуждена вторая премия.

С 1955 года начались гастроли артиста по городам Советского Союза и за рубежом. Исполнительскому искусству Анатолия Полетаева, и как солиста-баяниста, и как дирижера, аплодировали более, чем в тридцати странах мира. Ведущий преподаватель по классу баяна в России, композитор, профессор Николаи Чайкин, дал высокую оценку видному музыканту: «Анатолий Полетаев — один из наиболее ярких баянистов. Его эмоционально- насыщенная и темпераментная игра в сочетании с отличным виртуозным блеском, всегда увлекает слушателей».

Анатолий Полетаев широко известен не только, как одаренный исполнитель, но и как художественный руководитель, главный дирижер Государственного Академического Русского Концертного оркестра «Боян», создаваемого А. Полетаевым с 1968 года, ставшего по своему характеру экспериментальным. В результате идея современного симфонического оркестра, с сохранением группы народных инструментов, была блестяще реализована. Такой оркестр не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

«Боян» признан одним из ведущих пропагандистов лучших традиций отечественной музыки. В 1993 году Государственный Концертный оркестр «Боян» был удостоен звания Академический.

А.И. Полетаев постоянно ведет работу над совершенствованием репертуара. «Боян» исполняет произведения Глинки н Балакирева, Мусоргского и Чайковского, Глазунова и Рахманинова, Лядова, Римского-Корсакова, Аренского, Шопена, Сметаны и Дворжака, Свиридова и Овчинникова, Холминова и Будашкина, Куликова, Чайкина, обработки песен и танцев народов России, музыку славянских народов и многое другое. Большинство аранжировок и обработок, сделанных Анатолием Полетаевым для оркестра «Боян» составляют основной фонд его концертного репертуара.

Мастерство руководителя и дирижера оркестра привлекает многих инструменталистов и вокалистов, которые с удовольствием выступают в концертных программах «Бояна». Среди них известные певцы, солисты оперных театров России и выдающиеся хоровые коллективы страны. По достоинству ценят «Боян» и композиторы столицы. Именно в исполнении «Бояна» впервые прозвучали сочинения композиторов   Л. Рогачева: «Курский концерт», «Времена года», «Былина о русском солдате», посвященная маршалу Г.К. Жукову; А. Атарова: «Славянская симфония»; В. Чачина: «Сюита по мотивам русских сказок» и другие.

Оркестр стал лауреатом первого молодежного фестиваля народной музыки в Москве в 1969 году, а в 1973 году — лауреат Международного конкурса на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В 1982 году оркестру «Боян», за большую работу по эстетическому воспитанию молодежи и высокое исполнительское мастерство, было присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола.

«Боян» много гастролировал по России, выступал в Москве и Петербурге, на Урале и Кавказе, на Украине и Средней Азии. Ему аплодировали строители БАМа, рабочие Новосибирска, рыбаки Мурманска, военные моряки Севастополя, Владивостока и Северодвинска, колхозники Ставрополья, Поволжья, Краснодарского края и т.д.

Творческие успехи оркестра отмечены Почетными грамотами многих общественных организаций, президиумов верховных Советов, союзных и автономных республик.

Гастрольные маршруты «Бояна» пролегли и за рубежом. Оркестр принимал участие в Днях культуры Российской Федерации в Великобритании, Югославии, Японии, Финляндии, Тайване, ФРГ. Отзывы зарубежной и отечественной прессы подтверждают повсеместный успех выступлений «Боян».

«Состав блистал своей изысканной и тонкой нюансировкой. Острые и точные акцепты, несущие большой ритмический размах, использование полной звучности от пианиссимо до наимощнейшего форте… Оркестр «Боян» показал себя коллективом молодых, дисциплинированных, единомыслящих и чувствующих личностей, объединенных высоким руководством лауреата Анатолия Полетаева» — такое заключение делает болгарская газета «Дмитровское знамя». Наша газета – «Музыкальная жизнь», подчеркивала: «красочность оркестровки, уравновешенность в звучании ансамблевых партий, единое понимание исполнителями характера музыки, мастерство солистов».

«… Все представление заполнено движением. Одно мгновение оркестр звучит мечтательно и мелодично, другое мгновение — величественно и захватывающе… Все, что оркестр играет, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр «Боян», который в целом, совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов» — писала шведская газета «Людвика тиднинг».

В высказываниях прессы подчеркивается яркая индивидуальность, высокое мастерство и стилистическая чуткость руководителя и дирижера оркестра Анатолия Полетаева. И это справедливо: заметные успехи и динамическое развитие коллектива во многом связаны с творческой деятельностью основателя «Бояна».

Творческая и педагогическая деятельность отмечена государственными наградами: Почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» (1974 г.), «Народный артист РСФСР» (1985 г.), «Народный СССР» (1991 г.), «Орден почета» (1996 г.), «Орден Благоверного князя Даниила Московского» от Патриарха РПЦ (2001г.), «Орден Дружбы» (2002г.), Медаль «За доблестный труд» (1970 г.), Медаль «За трудовую доблесть» (1971 г.), Медаль «Ветеран труда» (1986 г.).

А.И. Полетаев ведет большую педагогическую работу. Воспитанники профессора Московского Государственного Университета Культуры А.И. Полетаева — солисты во многих музыкальных коллективах.

Вклад А.И. Полетаева в развитие русского национального искусства на народных инструментах нашел отражение в методических работах, среди которых «Техника игры на баяне пятью пальцами», в проблемных статьях о русских народных инструментах, в новых сборниках концертного репертуара для баяна, в фондовых записях на радио и телевидении, в работе членом жюри отечественных и международных конкурсов. Являясь вице- президентом Международной Славянской Академии, Полетаев А.И. постоянно выступает в московских газетах и журналах с публикациями по современным проблемам культуры и искусства. Анатолий Полетаев много внимания уделяет делу  воспитания творческой молодежи.

В «Бояне» родилась фольклорная группа «Русская песня», которая, в последствие приобрела популярность с Надеждой Бабкиной. В «Бояне» рождались другие ансамбли: «Веснянка», «Гусляры», «Дудари». Через оркестр «Боян», как кузницу кадров и школу высшего мастерства, прошли более 500 музыкантов, выпускников различных консерваторий страны.

Правилом дня оркестра стало проведение шефских концертов со специально подготовленной программой, посвященной знаменательным историческим датам, таким как 600-летие Куликовской битвы, 1500-летие Киева, 800-летие «Слова о полку Игореве», 850-летие г. Москвы, юбилеи Победы над фашизмом и многие другие юбилейные даты великих русских композиторов: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Просветительская и творческая деятельность А.И. Полетаева неоднократно отмечалась средствами массовой информации и общественными организациями, такими как Фонд мира, Международный гуманитарный фонд «Знание», который наградил А.И. Полетаева медалью Вавилова «За большой вклад в дело просвещения и воспитания молодежи» и Международной премией фонда «Знание».

А. Полетаев награжден памятной медалью «Первого космонавта Земли» за неоднократные выступления оркестра перед космонавтами. Почетная грамота Президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников, отметила совсем уж необычную деятельность Анатолия Полетаева — активное участие в реставрации памятника архитектуры XVII века — церкви Святого Власия, которая была концертным залом оркестра с 1985 г. по 1996 г., затем передана Московской Патриархии.

Творческая деятельность А. Полетаева отмечена многими почетными наградами  различных общественных организаций Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной музыкальной культуры не только в качестве художественного руководителя, дирижера, но и композитора, произведения которого успешно приняты любителями музыки и профессиональной критикой.

Композиции православно-патриотического содержания, такие как оратория «Русь святая», молитва на стихи А. С. Пушкина «Отцы-пустынники», «Ода Святому Георгию-Победоносцу», «Гимн защитников Отечества», «Монастырский хорал», молитва «Сохрани, Господь, и спаси колокольный звон на Руси» и другие произведения А. И. Полетаева получили признание музыкальной общественности в России и за рубежом.

Президиум Международного Фонда Славянских искусств «Золотой витязь» удостоил А. Полетаева в 2015 году высшей наградой в музыкальной номинации: «Золотая медаль имени Г.В. Свиридова за выдающийся вклад в музыкальную культуру».

Оркестр «Боян» выпустил более двадцати компакт-дисков с концертным репертуаром, вошедшим в золотой фонд отечественной и мировой музыкальной культуры.

Об оркестре «Боян» созданы фильмы «Заветная стезя» и «Если бы не эта музыка» студией документальных фильмов СССР, написаны книги: «Русский концерт Анатолия Полетаева» (автор Павел Тулаев) и «Боян» — любовь народная» (группа авторов), множество благодарных статей и рецензий в различных  журналах и газетах.

По инициативе А. Полетаева, впервые в Москве и России, с 1999 года был создан Центр Славянской Музыки, где регулярно проводились интересные концерты, выставки, конференции, фестивали, в том числе «Фестиваль славянской музыки» (музыка славянских классических композиторов, народные песни и танцы всех славянских стран), «Весна на Таганке» (фестиваль детского творчества), «Белая сирень», посвященная музыки С.В. Рахманинова и многое другое.

В мае 2015 года состоялось 60-летие творческой деятельности Вице- президента Международной Славянской академии Полетаева Анатолия Ивановича. Более полувека на профессиональных концертных сценах России и Мира он с успехом защищает честь национальной музыкальной культуры. Большой путь артиста, дирижера, общественного деятеля еще не окончен, впереди новые работы, испытания, достижения, проблемы и победы на радость любителям русской музыки, во славу Отечества.


Комментарии запрещены.